Всероссийский образовательный проект в сфере информационных технологий «УРОК ЦИФРЫ» реализуется в поддержку федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». Занятия на тематических тренажерах проекта проводятся в виде увлекательных онлайн-игр для трех возрастных групп: учащихся младшей, средней и старшей школы. Методические материалы уроков остаются в доступе на сайте проекта и охватывают широкий круг тематик: алгоритмы, кодирование, командная разработка, безопасность в Интернете, управление проектами, искусственный интеллект, машинное обучение, персональные помощники, сети и облачные технологии, большие данные, беспилотный транспорт, нейросети и коммуникации, приватность в цифровом мире.
Инициаторы «Урока цифры» — Министерство просвещения РФ, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и АНО «Цифровая экономика». Задачами проекта являются развитие у школьников цифровых компетенций и ранняя профориентация: уроки помогают детям сориентироваться в мире профессий, связанных с компьютерными технологиями и программированием. Партнёрами проекта в 2022/23 учебном году выступают «Лаборатория Касперского», Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее», фирма «1С», компании Яндекс, VK, Росатом.
Перейти сайт «Урок Цифры» — Всероссийский образовательный проект в сфере информационных технологий
Урок Цифры "Кибербезопасность будущего"
Лаборатория Касперского» разработала для всероссийского образовательного проекта «Урок цифры» обучающие материалы и тренажеры на тему «Кибербезопасность будущего». Школьники, в рамках Всероссийской акции «Урок цифры», которая проходит с 15 января по 4 февраля 2024, узнают, что такое интернет вещей, как обезопасить умный дом, защищать данные на смартфонах и противостоять самым разным кибератакам, в том числе тем, что реализуются с использованием продвинутых технологий. А еще познакомятся с многообразием профессий в ИТ и специалистами, которые
уже сегодня разрабатывают подходы и решения для защиты различных устройств, чтобы сделать современный цифровой мир безопаснее.
Пятый урок сезона 2022-2023 года "Что прячется в смартфоне: исследуем мобильные угрозы"
Смартфоны сегодня есть практически у всех. По данным опроса «Лаборатории Касперского», у 88% детей в возрасте 7-10 лет уже есть свой смартфон или планшет. При этом дети, как и взрослые, сталкиваются с различными киберугрозами. Так, по данным того же опроса, за последние два года 15% детей сталкивались с онлайн-мошенничеством, еще столько же — с телефонным, у 13% были взломаны аккаунты в различных сервисах.
Количество персональных, конфиденциальных и платежных данных, которые хранятся на смартфонах, сегодня во многих случаях уже не уступают компьютерам, поэтому интерес злоумышленников к смартфонам и данным на них будет только расти. При этом злоумышленники умело манипулируют пользователями, в том числе детьми. Детям важно понимать, с какими угрозами они могут столкнуться на смартфонах, и уметь их избежать.
В рамках урока школьники познакомятся с видами киберугроз для мобильных устройств. На конкретных примерах для двух наиболее распространенных мобильных операционных систем узнают, как злоумышленники могут похитить данные и аккаунты, и как можно избежать потерю данных и обезопасить свой смартфон.
Четвёртый урок сезона 2022-2023 года "Анализ в бизнесе и программной разработке"
Когда возникает проблема и нам приходится ее решать, мы часто полагаемся на собственное мнение, которое не всегда бывает верным. Но что, если проблема большая и касается денег, бизнеса или создания чего-то совершенно нового? Именно здесь может помочь анализ данных. Анализ данных необходим практически для всего. А умение принимать решения, выдвигать гипотезы и опровергать их на основе собранных данных — один из основных навыков современного человека. Графики, диаграммы и таблицы, с которыми вы все знакомы, — это не просто слова и картинки в учебнике. Это мощные инструменты, позволяющие прогнозировать, улучшать и находить решения сложных проблем, которые могут быть неочевидны. Аналитики — это своего рода детективы, находящие закономерности и первопричины по «хлебным крошкам», выделяющие их и собирающие в информационные панели (дашборды). Аналитики помогают решать и предотвращать проблемы. Как это возможно?
Именно этим вопросам и был посвящен очередной Урок Цифры, который прошел в школе с 13 февраля по 12 марта 2023 года. Ребята посмотрели учебный фильм, чтобы узнать об анализе и его применении в жизни, бизнесе и разработке программного обеспечения. Затем выбрали уровень тренажёра и попрактиковались в решении проблем с помощью анализа данных.
Третий урок сезона 2022-2023 года "Технологии, которые предсказывают погоду"
Прогноз погоды — вроде бы простая и привычная вещь, но так ли это? В прогнозировании погоды задействовано большое количество специалистов, приборов, техники и технологий. Работают самые мощные компьютеры мира. И всё ради того, чтобы знать, брать с собой зонт или нет? Не совсем. Прогноз также нужен в областях, где успех напрямую зависит от погодных условий. Например, судоходство, авиаперелёты и даже запуск ракет в космос — всё это возможно только при благоприятной погоде. Прогноз необходим в сельском хозяйстве, спортивных играх и во многих других областях. Поэтому в прогнозировании задействованы самые современные технологии. И одна из них — искусственный интеллект. Его возможности в работе с большими данными позволяют не только делать прогнозы точнее, но и в определённых ситуациях создавать прогноз с нуля.
На уроках, проходивших во 2-11 классах, обучающиеся узнали, из чего состоит процесс создания прогноза погоды, проанализировали все этапы его формирования — от сбора метеорологических данных до корректирования готового прогноза, увидели, насколько непросто прогнозировать погоду даже на один день, а также познакомились с тем, как работает искусственный интеллект и чем он помогает метеорологам. Ребята просмотрели видеоуроки, прошли тренажеры. Смотреть фотоотчёт
Второй урок сезона 2022-2023 года "Видеотехнологии"
Видео сопровождают нас повсюду: в ленте новостей, во время онлайн-урока или общения с близкими. Во втором уроке Цифры ребята разбирались, как устроены современные видеотехнологии, как алгоритмы понимают, какое видео вам порекомендовать, как у нас получается созваниваться с людьми на другом конце мира и какие специалисты работают над созданием и развитием видеотехнологий. С 28 ноября по16 декабря для учащихся 2 — 11 классов был проведен второй урок Цифры сезона 2022-2023 учебного года. Перед началом урока Обучающиеся посмотрели видеоприветствие от Сергея Марданова, видеолекцию «Развитие видеотехнологий: от первых приборов до наших дней», а также поупражнялись с тренажёрами.
Урок был подготовлен компанией VK. С помощью интерактивных тренажеров участники «Урока цифры» познакомились с видеотехнологиями на примере VK Звонков, VK Клипов и других популярных цифровых сервисов. Урок подготовлен c участием игровой площадки VK Play, образовательной платформы Учи.ру и облачной платформы VK Cloud.
Первый урок сезона 2022-2023 года "Искусственный интеллект в стартапах".
Первый урок Цифры сезона 2022/2023 «Искусственный интеллект в стартапах» позволяет познакомиться с разными технологиями искусственного интеллекта, узнать, какие задачи они решают и попробовать себя в роли предпринимателя! Урок поможет взглянуть на ИТ-технологии и возможности, которые они открывают с новой точки зрения – предпринимателя. Короткий ролик расскажет, кто же такие предприниматели, что представляет из себя стартап и какие шаги предстоит пройти, разрабатывая свой проект, который в будущем может изменить жизнь многих людей. В рамках игрового тренажера можно пройти эти шаги вместе с героями Урока цифры и по дороге познакомиться с разными технологиями искусственного интеллекта: компьютерным зрением, обработкой естественного языка и анализом больших данных.
Учащиеся 2 — 11 классов принимали участия в очередном уроке Цифры с 28 сентября по 5 октября. Ребята посмотрели видеолекцию и прошли занятие на тренажере, после прохождения урока получили сертификаты.